Годы производства – 1960-1969 гг
Тип кузова – седан
Двигатель – карбюраторный, 4-х цилиндровый, V-образный, воздушного охлаждения, 746куб.см
Мощность – 23л.с
Трансмиссия – 4-х ступенчатая, механическая
Клиренс – 175мм
Колесная база – 2023мм
Габарит (длина/ширина/высота) – 3330мм/1395мм/1450мм
Максимальная скорость – 80км/ч
Расход топлива – 5.5 л/100км
Масса – 650кг
Во второй половине 1950-х годов уровень жизни населения СССР стал быстро расти: увеличивались доходы, началось массовое строительство жилья. Между тем, основным видом индивидуального транспорта в стране оставался двухколёсный — личные автомобили имели очень небольшое распространение. На этом фоне встал вопрос о массовом выпуске компактного и доступного автомобиля для продажи в личное пользование — лёгкого, рассчитанного на двух…четырёх человек, недорогого, простого в производстве, удобного и экономичного в эксплуатации. Данная тема стала предметом широкой общественной дискуссии, активно обсуждалась в печати тех лет.
Наиболее целесообразным вариантом с точки зрения технико-экономических качеств и технологии производства был признан облегчённый цельнометаллический несущий кузов оболочкового типа, сваренный из минимального количества крупногабаритных панелей — по типу итальянского Fiat-600 и французского Renault Dauphine. Впоследствии Fiat 600, очень высоко оценённый специалистами НАМИ в отношении конструкции и технологии изготовления кузова, был взят непосредственно за образец при проектировании новой модели.
Между тем, советские конструкторы подошли к конструкции итальянского прототипа вполне творчески. От него были сохранены лишь общая компоновка автомобиля и конструкция несущей системы кузова. Несмотря на то, что конструкция и технология производства кузова в значительной степени определяли его форму, создатели советской микролитражки постарались максимально «развести» её внешность с итальянским прообразом, создав для неё, насколько это было возможно в заданных технологических рамках, оригинальное стилистическое оформление. Мотор применили с воздушным охлаждением, которое в тогдашних условиях (фактическое отсутствие в широкой продаже антифризов, ориентация на обслуживание и ремонт автомобиля собственными силами владельца) виделось весьма практичным ввиду отсутствия риска замерзания воды при зимней стоянке. Тем не менее, в целом и общем двигатель оказался одним из главных недостатков автомобиля: его ресурс был сравнительно невелик из-за напряжённого температурного режима.
Автомобиль имел народные прозвища: «Жужик», «Запор», «ЗАЗик», «Малыш» и др. Но несмотря на насмешки и анекдотичность, автомобиль был народным любимцем, вплоть до 80-х годов прошлого века. Первые автомобили пошли в продажу после денежной реформы 1961г, по цене 1800 руб.
Всего было выпущено 322 166 автомобилей всех модификаций.
Модификации
965/965А - стандартная модификация
965Э/965АЭ «Ялта» - экспортная модификация
965Б/965АБ - модификация, предназначенная для инвалидов, с повреждёнными ногами и здоровыми руками.
965Р/965АР - модификация, предназначенная для инвалидов, имеющих одну здоровую руку и одну ногу.
965С/965АС - почтовый фургон