ЗиЛ-118К «ЮНОСТЬ»
Годы производства – 1963-1994 гг
Тип кузова – вагонный
Двигатель – карбюраторный, 8-ми цилиндровый, V-образный, 5969куб.см
Мощность – 170л.с
Трансмиссия – автоматическая
Клиренс – 205мм
Колесная база – 3760мм
Габарит (длина/ширина/высота) – 6915мм/2129мм/2035мм
Максимальная скорость – 120км/ч
Расход топлива – 25 л/100км
Масса – 3530кг
В конце 50-х годов Никита Сергеевич Хрущёв начал борьбу с привилегиями. Число должностных лиц, имеющих право, пользоваться персональными автомобилями резко сокращалось. Автомобили старых образцов – ЗиС-110и ЗиМ – передавались в таксопарки. Выпуск же нового ЗиЛ-111относительно первоначального плана был сокращён в 10 раз. Такое решение поставило под угрозу распада сложившийся на ЗИЛе уникальный коллектив с высокой производственной культурой, ведь при переходе на штучное производство значительную часть работников пришлось бы подвергнуть сокращению. Выход из такой ситуации виделся только в одном – создать на базе ЗиЛ-111 более массовый автомобиль с теми же узлами и агрегатами. Уже в 1959 году с чистого листа был разработан проект многоместного автомобиля «Юность»под заводским индексом ЗиЛ-118. Широкое применение в конструкции ЗиЛ-118 пластмасс, легких сплавов штампованных цельнотянутых и гнутых силовых элементов дало возможность использовать без дополнительного усилия большинство серийных агрегатов лимузина ЗиЛ-111. От лимузина были заимствованы элементы трансмиссии и ходовой части. Установка надежного, неприхотливого, современного на тот момент двигателя от грузовика ЗиЛ-130, представляющего по существу упрощенную и дефорсированную до 150 л.с. версию мотора ЗиЛ-111, позволяла ЗиЛ-118 легко разгоняться до 120 км/ч.
Но так как ЗиЛ-118 не входил в типаж Минавтопрома СССР, правительство не выделило заводу финансовых средств на освоение его серийного выпуска. С 1961 по 1967 годы на ЗИЛе было построено около 20 автобусов «Юность» первого поколения. В 1971 году изготовлен первый образец «Юности» второго поколения, отличавшийся более современным дизайном кузова. Компоновка шасси, салона, расположение окон и дверей осталось от машины предыдущей серии, но кузовные панели, стекла и световые приборы заводчане сделали полностью новыми по форме и размерности. Автобус получил агрегаты шасси от нового лимузина ЗиЛ-114. Среди серийно выпускавшихся автобусов, ЗиЛ-118,занял промежуточное положение между РАФикоми ПАЗиком. Однако, по динамическим параметрам, комфортабельности езды, плавности хода и разгона, легкости управления с «Юностью» могли поспорить лишь некоторые легковые автомобили – ЗиЛ-111 и Чайка.
В 1967 году на Международной автобусной неделе в Ницце, “Юность” обратила на себя всеобщее внимание и обнаружила неплохой экспортный потенциал. Автомобиль получил сразу 12 наград, а Генри Форд II пытался даже купить лицензию на производство «Юности» в США, или хотя бы наладить совместное производство, в чём ему было отказано. Лишь в 2000-е годы стали производится большие «трансферные» микроавтобусы с максимальным уровнем комфорта (наподобие «прокачанных» версий Mercedes-Benz Sprinter), воплощающие на современном уровне идею, сходную с замыслом зиловских конструкторов.
Суммарный выпуск малых автобусов представительского класса Зил-118«Юность» в 1961-1970 гг. составил 20 ед., в 1970-1994 гг. - 86 ед.
Модификации
На базе ЗиЛ-118К оборудовали самые различные модификации, в том числе и экзотические: «Юность» служила даже «чемоданом» с ядерной кнопкой..