image_8b630704a7f682cf7a696ac5a7479410.jpeg

СМЗ-С3А

Годы производства - 1958-1970 гг

Класс - мотоколяска

Двигатель – 1-цилиндровый, мотоциклетный ИЖ-49, двухтактный

Мощность - 8л.с

Трансмиссия4-х ступенчатая, механическая

Клиренс - 170мм

Колесная база - 1650мм

Габарит (длина/ширина/высота) – 2625мм/1316мм/1380мм

Максимальная скорость - 60км/ч

Расход топлива – 5 л/100 км

Масса - 425кг

Мотоколяска СМЗ-С3А («моторизированный протез», «моргуновка») - стала первым в стране двухместным четырёхколёсными автомобилем-мотоколяской Серпуховского мотоциклетного завода. Она сменила на сборочном конвейере трёхколёсную С3Л, с которой в 1952 году началась история производства моторизированных колясок в СССР.

Создание такого транспортного средства обуславливалось необходимостью обеспечить транспортом инвалидов Великой отечественной войны, которых в стране насчитывалось около двух миллионов, а так же малообеспеченные слои населения.

Мотоколяски обычно не поступали в свободную продажу, а распределялись органами социального обеспечения СССР бесплатно среди льготных категорий населения, при этом, по истечении трех лет эксплуатации, мотоколяску можно было так же бесплатно обменять на новую.

Что же касается технической стороны, то здесь имелись как положительные стороны, так и весьма серьёзные недостатки. Положительными качествами этой модели советских мотоколясок можно было назвать простоту конструкции, и её высокую ремонтопригодность, а высокий расход топлива мотоциклетного мотора вынужденного тащить слишком большой вес, компенсировала низкая цена на бензин того времени. При этом С3А так и не смог совместить в себе функции моторизированной инвалидной коляски и автомобиля. Как метко заметил Лев Шугуров, серпуховские инженеры создали своего рода «моторизованный протез».

В целом, С3А свою задачу по перевозке инвалидов-участников Величественной войны с успехом выполнила. После снятия её с производства мотоколяску ещё можно было видеть на дорогах стран до самого конца 70-х годов.

С3А прославилась благодаря фильму Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», за участие, в съёмках которого мотоколяска получила прозвище «моргуновка» по фамилии актера Евгения Моргунова, персонаж которого владел экземпляром серпуховской мотоколяски-автомобиля.

Всего в СССР за годы производства было изготовлено 203 291 единицы таких мотоколясок.

Модификации

C-3АБ— модификация базового варианта

С-3АМ— модернизированный вариант мотоколяски

C-4A— опытный вариант с жёсткой крышей, в серию не пошёл, (1959)

СМЗ-НАМИ-086 "Спутник" - прототип микроавтомобиля с закрытым кузовом, (1962)

Всего 8 модификаций